- Воплощение Сына Божия
- является центральным пунктом всей истории домостроительства спасения человечества. Оно открывает период новой жизни человечества, полагает основание и живое начало его восстановлению в состояние первоначального назначения, является откровением того царства Божия, которое составляло цель творения и которое имеет завершиться в конце времени объединением всего небесного и земного. На воплощение должно смотреть не только как на основу и средство для воссоздания и обновления мира; оно есть уже самое это дело в его живом начале. Учение о В. состоит в изложении и раскрытии трех вопросов: 1) почему воплотился именно Сын Божий, а не иное Лицо Св. Троицы; 2) в чем заключалась цель В. и 3) как должно представлять образ В. 1) Не давая ясного и определенного ответа на первый вопрос, Откровение представляет некоторые руководящие данные. Судя по ним, причина В. именно Сына Божия заключается в том, как гласит церковное учение, что все исходит от Отца, осуществляется через Сына и завершается во Св. Духе. 2) Деятельность Сына Божия как Спасителя, проходя через всю историю мира, должна была в конце концов завершиться таким актом, в котором идея спасения находила бы полное свое осуществление, т. е. актом, через который человечество водворилось бы в первоначальное свое состояние полного богообщения. Таким завершительным актом и было В. 3) В словах еванг. Иоанна: "Слово стало плотию", и ап. Павла: "Бог явился во плоти" и Никео-Конст. символа: "сшедшего с небес и воплотившегося" твердо выражена та мысль, что сама божественная ипостась Слова стала плотию, т. е. подобным нам человеком. Не с новою, человеческою, личностью соединяется Сын Божий, а воспринимает лишь в единство своей божественной ипостаси человеческую природу, которая в ней (бож. ипостаси) и получает свое бытие и свой центр существования.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.